|
|
Современные технологии проникли во всех сферы
деятельности человека. Двадцать лет назад Интернет и сотовые телефоны, казались
чем-то непонятным и недостижимым. На сегодняшний день уже сложно себе
представить человека, который живет и не пользуется этим. Везде внедряются новые
технологии, в жизнь входит такое понятие, как «электронное правительство» и
«электронный документооборот».
Электронный документооборот появился в российских
госучреждениях в 2010 году.
Задача перехода от бумажного к электронному
документообороту стоит сегодня перед многими организациями, как коммерческими,
так и государственными. Внедрение электронного документооборота позволяет
улучшить контроль над движением и исполнением документов, значительно упростить
и ускорить доступ к информации и, как следствие, повысит эффективность
управления. Это важно для бизнеса и не менее важно для государства. Поэтому
Правительством РФ предусмотрены работы по обеспечению электронного
документооборота в органах государственной власти всех уровней.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от
17 декабря 2009 г. N 1993-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 07.09.2010
N 1506-р) представлен сводный перечень государственных и муниципальных услуг,
предоставляемых органами исполнительной власти РФ и органами местного
самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном
виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями. Предоставление
данных услуг разбито на временные этапы: с 2010 до 2014 года.
В дальнейшем планируется предоставление
образовательными учреждениями следующих электронных услуг: прием заявлений и
зачисление детей в общеобразовательные учреждения; предоставление информации о
порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего
образования, в том числе в форме единого государственного экзамена и о
результатах ЕГЭ; предоставление информации об образовательных программах и
учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей), годовых, календарных, учебных графиках; предоставление информации о
текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и
электронного журнала успеваемости.
Министерство образования и науки РФ занимается
разработкой методических рекомендаций по переходу на электронный школьный
документооборот, обеспечивающий снижение административной нагрузки на ОУ в
соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля
2010 г. № 246-р; также разработкой и апробацией технологии организации
электронного школьного документооборота, в том числе развитие практики ведения
электронных журналов и дневников, в соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 20 февраля 2010 года №185-р. |
|
|
|
|
|
Внедрение электронных форм отчетности в образовательную деятельность
предусматривает практическое использование систем электронных журналов и
дневников в большинстве школ страны, что должно обеспечить рост качества
и повышение эффективности системы образования Российской Федерации в
целом. Для реализации данной задачи необходимо проанализировать рынок
систем, обеспечивающих оказание электронной услуги «Предоставление
информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного
дневника и электронного журнала успеваемости», которые являются
поставщиками данных для электронных форм отчетности. На сегодня в ОУ
субъектов Российской Федерации используется более десяти различных
программных пакетов и сервисов. Активно развиваются онлайн-системы
агрегирования информации, которые позиционируются как социальные сети, а
не как электронные журналы и дневники. Минобрнауки России разработает
рекомендации для субъектов РФ, выбор технических решений, обеспечивающих
внедрение электронных форм отчетности в образовательную деятельность
учитывало задачи по формированию единой информационной образовательной
среды ОУ.
Школьные социальные сети - предоставляет
разнообразные функции для школьников, учителей и родителей, включающие:
расписание уроков; электронный журнал; электронный дневник; домашние
задания; школьный сайт и др. www.1dnevnik.ru - предоставляет следующие
функции: обмен личными сообщениями между всеми пользователями; поиск и
добавление друзей, загрузка личной фотографии, управление группами
друзей; публикация расписания для каждого класса; различные формы
школьной отчетности; статистика успеваемости и сравнительные таблицы и
графики по ученикам; публикация информации о школе; ведение дневника
учащегося (в том числе оценки и ДЗ).
Стратегия гуманизации современного
образования, предполагающая учет личностных интересов и потребностей
ребенка, связанные с этим сложности в моделировании учебного процесса и
составлении расписания, сохранение персональной информации об
успеваемости ребенка и удобная организация информационного рабочего
пространства педагога – это далеко не полный перечень всех преимуществ,
которые предоставляет школе электронный документооборот.
На сегодняшний день автоматизация
документооборота учреждений образования также необходима, как
автоматизация бухгалтерского учета в середине девяностых годов прошлого
века. Причин этому много. Во-первых, информацию необходимо обрабатывать
как можно быстрее и качественнее, подчас информационные потоки не менее
важны, чем материальные. Во-вторых, утеря информации или ее попадание в
чужие руки может обойтись весьма дорого. Можно выделить ряд проблем,
общих для тех, организаций, где работа с документами ведется
традиционным способом:
документы
теряются; накапливается множество
документов, назначение и источник которых неясны; документы и
информация, содержащаяся в них, попадает в чужие руки; тратится масса рабочего времени на поиск
нужного документа и формирование тематической подборки документов;
создается несколько копий одного и
того же документа - на бумагу и копирование документов тратиться немало
средств; на подготовку и согласование
документов тратится много времени.
Внедрение системы электронного
документооборота позволяет решить все эти проблемы, а также: обеспечит согласованную работу всех
подразделений сферы образования; простит работу с документами, повысит
ее эффективность; повысить производительность труда сотрудников за счет
сокращения времени создания, обработки и поиска документов;
повысит
оперативность доступа к информации;
позволит разграничить права доступа сотрудников к информации.
«Электронный дневник» - информационное
пространство и инструмент, который объединит учителей, родителей и
учеников, позволит контролировать, анализировать и принимать необходимые
решения по совершенствованию особенностей воспитания и обучения детей,
как в школе, так и в обществе.
Для работы в социальной сети электронного
журнала, дневника необходима регистрация всех пользователей: учителей,
родителей, обучающихся в данной сети. Для этого необходимо введение
персональных данных пользователей в систему. Федеральным законом
Российской Федерации «О Персональных данных» N 152-ФЗ Принят
Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации14 июля
2006 года регулируются отношения, связанные с обработкой персональных
данных. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение
защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его
персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну.
В целях настоящего Федерального закона
используются следующие основные понятия:
1) персональные данные - любая информация,
относящаяся к определенному или определяемому на основании такой
информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе
его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес,
семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия,
доходы, другая информация;
2) оператор - государственный орган,
муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и
(или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие
цели и содержание обработки персональных данных;
3) обработка персональных данных - действия
(операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию,
накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование,
распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование,
уничтожение персональных данных.
|
|
|
|
|
Введение классного журнала в электронной
форме - это попытка прийти к единому информационному пространству школы,
в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их
родители. Отсюда следует первая проблема – это низкая скорость
работы сети Интернет, отсутствие локальной сети внутри учебного
заведения.
На сегодняшний день, даже в столичных
городах России скорость подключения школ к сети Интернет различна,
колеблется в диапазоне от 128 кбит/сек до 10мбит/сек. Высокая скорость
Интернет в тех школах, в которых директора самостоятельно ведут
переговоры с провайдерами и оплачивают их услуги. Такое состояние
Интернет сети не позволяет в полной мере внедрять современные
информационно-коммуникационные способы работы ни в системе управления
образованием, ни тем более в образовательном процессе ОУ.
Вторая проблема:
недостаточная техническая оснащенность образовательных учреждений.
Полноценная работа с современными телекоммуникационными системами,
организация образовательного процесса в сети Интернет требуют
современных компьютеров (которые не затормаживает скорость Интернета), а
также дополнительного оборудования для каждого рабочего места,
минимально, это web-камеры, микрофоны, наушники.
Третья проблема.
Недостаточная компетентность управленцев и работников в системе
образования в вопросах Интернет технологий.
Четвертая проблема.
Недостаточное обеспечение образовательного процесса методическими
рекомендациями, разработками по эффективному использованию Интернет
технологий и современного оборудования в образовательном процессе.
Подавляющее число учителей используют электронные доски и компьютеры
также и для тех же целей, что и обычные доски и учебники.
Пятая проблема.
Документооборот школ переходит в электронный формат, но отчетность школы
остается бумажной.
Вывод:
Сама школа должна стать технологически современной. Это значит, что
информационные технологии должны войти в нее как естественный элемент
образовательной среды: должно быть создано виртуальное образовательное
пространство (виртуальное общение, массовые видеоконференции,
виртуальные образовательные программы, виртуальные экскурсии и
лаборатории, электронный документооборот, электронные дневники,
автоматизированные системы учета достижений учеников и учителей.
Создание Умной школы не возможно без обеспечения школы современным
оборудованием, и повышения уровня квалификации работников образования в
области Интернет технологий. |
|
|