Технологии
развивающего обучения.
Важной задачей современной школы является формирование творческого
мышления и продуктивной деятельности, обучающихся для свободной
реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным
является использование в обучении приёмов и методов, которые формируют
умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую
информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения.
Реализация развивающего обучения в учебном процессе позволяет: развить
личностные и образовательные компетентности обучающихся, их готовность
к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;
самостоятельность и способность к самоорганизации; формировать
готовность к сотрудничеству, развить способности к созидательной,
творческой деятельности; формировать толерантность, терпимость к чужому
мнению, искать и находить оптимальные компромиссы.
В
инновационной системе все это ведет к формированию личности, освоению
обучающимися оптимальных способов самостоятельной деятельности,
практических навыков самообразования, к развитию творческого
потенциала каждого ученика.
Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его
воображение. На своих уроках я даю задания творческого характера всему
классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке
стараюсь видеть индивидуальность.
Я использую на уроках различные задания творческого характера: создание
иллюстрированной страницы книги, открытки, приглашения, грамоты,
карикатуры, рекламы «виртуальной» фирмы, разработка ее логотипа,
прайс-листа с использованием программ
Paint,
Word,
Exсel; написание сказочного сюжета и его реализация в
программах ЛогоМиры, языке программирования Паскаль.
Я использую на
уроках технологию проблемного обучения, что позволяет
вызывать у учеников активную поисковую деятельность в процессе решения
ими системы проблемно-познавательных задач. В качестве проблемного
задания служат учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п.
Применение
тестовой технологии как современного средства повышения качества
обучения школьников, позволяет мне развивать у обучающихся
самостоятельность и способность к самоорганизации; формировать
готовность к сотрудничеству, непрерывному самосовершенствованию и
самообразованию; развивать способности к созидательной, творческой
деятельности. Задания с выбором ответа ценны тем, что каждому учащемуся
дается возможность четко представить объем требований к овладению знаний
по каждой теме, объективно оценить свои успехи, получить конкретные
указания для дополнительной работы.
Применение технологии критического мышления позволяет осуществить
повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к
изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. Помогает развить
у обучающихся умение критически мыслить, ответственно относиться к
собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими,
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Использование игровой технологии в младших и средних классах,
способствуют развитию интереса к преподаваемому предмету, позволяет
создать комфортную для обучающихся атмосферу на уроке.
Метод проектов.
Исходные
теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания —
учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный
процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности,
имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в
учении;
3) индивидуальный темп
работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой
уровень развития;
4) комплексный подход в
разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию
основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное
усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их
использования в разных ситуациях.
Требования к
использованию метода проектов:
Самостоятельная
(индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
·
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов и распределением ролей).
·
Использование исследовательских методов, что предполагает:
·
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
·
выдвижение гипотезы их решения;
·
обсуждение методов исследования;
·
оформление конечных результатов;
·
анализ
полученных данных;
·
подведение итогов;
·
корректировка;
·
получение выводов (через использование в ходе совместного исследования
метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты
проекта, пр.).
Предполагаемый
результат:
·
расширить
знания учащихся при получаемые при изучение основного курса.
·
развить
интерес к предмету, любознательность, смекалку.
·
обучить
методам решения поставленных задач с помощью персонального компьютера и
соответствующего программного обеспечения.
Обучающиеся среднего звена работают над проектами на свободную тему и
реализуют их программах ЛогоМиры, языке программирования Паскаль,
наибольший интерес у обучающихся вызывают проекты по созданию различных
мультипликационных сюжетов.
Мои ученики разрабатывают и создают компьютерные презентации по различным
темам курса «Информатика и ИКТ». Тематика презентаций может быть связана
с реализации профильного военно-патриотическое воспитания школы: военное
оружие, кадетское движение. Обучающиеся создают презентации на
разнообразные свободные темы: спорт, хобби, музыка. Аналогичные по темам
проекты, обучающиеся выполняют, создавая электронные учебники или сайты.
А также с целью осуществления межпредметных связей создают презентации по
различным предметам – история, биология, физика, химия, география, на
защиту данных презентаций приглашаются учителя, ведущие этот предмет.
В настоящее время нет необходимости доказывать важность межпредметных
связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию
отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так
называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о
которых невозможно дать обучающимся на уроках какой-либо одной
дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется
взаимопроникновением наук друг в друга. Связь между учебными предметами
является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между
отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью
людей. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также
дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы,
связью обучения с жизнью, подготовкой обучающихся к практической
деятельности.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением
интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни
общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и
научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью
которой является овладение школьниками обобщенным характером
познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает
формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и
взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более
значимыми и применимыми, это помогает учащимся использовать при изучении
других предметов те знания и умения, которые они приобрели при изучении
одних предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях,
при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной
деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни
выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей
не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития
и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного
видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и
результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени
определить структуру учебного плана, программ, учебников, что
способствует рационализации учебного процесса в целом. Межпредметные
связи способствуют повышению научности и доступности обучения,
значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению
качества их знаний.
Чтобы достичь современного уровня владения информационными технологиями,
нельзя не учитывать огромный потенциал внеклассной работы.
Межпредметные внеклассные мероприятия по математике и информатике
реализуется в рамках предметных недель: проводятся различные
мероприятия, конкурсы, выставки работ обучающихся.
Разработанные
межпредметные внеклассные мероприятия по математике и информатике
предоставят возможность ученикам проявить себя, свои способности,
проверить имеющиеся и приобрести новые знания, приобщить обучающихся к
научным исследованиям и определиться с профориентацией и все это в
необычной занимательной форме.
Одним из ярких
примеров внеклассного мероприятия является выпуск школьной газеты «Кадетство»,
создание которой осуществляется обучающимися под руководством учителей
информатики, русского языка и литературы. Обучающиеся создают газету,
используя возможности программы Microsoft Office Publisher, в которой
предлагается широкий набор макетов и типов публикаций для создания
профессиональных печатных публикаций, веб-публикаций и электронных
рассылок. Создание газеты является частью военно-патриотической работы
школы, позволяет подводить итоги деятельности школы в данном
направлении, сообщает о достижениях обучающихся в учебе, спорте,
творчестве. |